9 декабря 2025
ТГУ, МГПУ, Сколтех и Антиплагиат объединились для разработки рекомендаций по этичному использованию ИИ в вузах
В ответ на стремительную цифровую трансформацию образования компания Антиплагиат совместно с «Университетским консорциумом исследователей больших данных» запустила новую инициативу. Цель — создать рабочую группу для анализа лучших практик и разработки практических рекомендаций по регулированию использования искусственного интеллекта студентами. Эта коллаборация призвана помочь университетскому сообществу сформировать прозрачные и этичные правила работы с ИИ-инструментами.
Стартом проекта стала форсайт-сессия, которая прошла в начале декабря в Томске. В дискуссии приняли участие эксперты Томского государственного университета (ТГУ), Московского городского педагогического университета (МГПУ), Сколковского института науки и технологий (Сколтех) и компании «Антиплагиат». Модератором встречи выступил Илья Мясников, декан Высшей школы журналистики ТГУ.
Запрос на новые решения
Открывая сессию, исполнительный директор компании «Антиплагиат» Евгений Лукьянчиков обозначил ключевую задачу. «Наша главная миссия — обеспечение академической честности — сегодня под вопросом. Многие вузы уже создают регламенты по использованию ИИ, но не могут контролировать их выполнение из-за отсутствия технологических инструментов, — подчеркнул он. — Поэтому наш следующий шаг — разработка продукта, который обеспечит прозрачность и этичность использования студентами ИИ-сервисов».
Этот запрос на технологическое решение поддержал Артём Фещенко (ТГУ), представив видение будущего инструмента: «Нам нужна система, которая анализирует не просто совпадения, а историю создания документа, оценивает вклад студента и показывает, какой процент текста был отредактирован человеком».
Многогранный вызов: от когнитивных рисков до правовых рамок
Участники сессии комплексно подошли к проблеме, обсудив не только технические, но и педагогические, психологические и правовые аспекты.
- Педагогика и психология. Ольга Богданова (ТГУ) указала на необходимость изучения изменений в процессах познания под влиянием ИИ. Валерия Мацута (ТГУ) продолжила эту мысль, отметив важность «дозированной» когнитивной нагрузки для студентов на фоне исследований о возможном снижении креативности и памяти при активном использовании нейросетей.
- Мотивация и идентичность. Жанна Рожнева (ТГУ) выразила беспокойство, что многие студенты воспринимают ИИ лишь как инструмент для списывания. «Важно найти баланс, чтобы не потерять собственную идентичность, способность критически мыслить», — отметила она. Ирина Тивьяева (МГПУ), преподающая курс по нейротехнологиям, подтвердила эту проблему, столкнувшись с сопротивлением студентов и их желанием «сделать попроще и побыстрее».
- Обучение грамотному использованию. Лариса Андронова (ТГУ) сделала акцент на необходимости учить студентов верифицировать информацию, полученную от ИИ, особенно при работе с иностранными источниками. Светлана Михайлова (МГПУ) добавила, что ИИ обнажает «лень и враньё», маскируемые под делегирование рутины, и важно понимать зону профессионального развития будущего специалиста.
- Нормативное регулирование. Практическим опытом поделился Дмитрий Голованов (Сколтех), рассказав о внедрении в университете правовой рамки для использования ИИ. Он также подчеркнул важность закрепления на законодательном уровне принципа автономии вузов в этом вопросе.
Дискуссия выявила спектр подходов внутри академического сообщества — от осторожного скепсиса (как у декана Леонида Гензе, который допускает ИИ только на этапе работы, но не обучения) до активного внедрения, как в МГПУ, где уже используют локальные нормативные акты с учётом специфики лингвистических дисциплин.
От дискуссии — к лекции и будущим рекомендациям
Итогом форсайт-сессии стало выделение добросовестных и неэтичных практик, а также формулировка общих принципов для допустимого и эффективного использования ИИ в учебной и научной работе студентов.
В тот же день, в рамках открытия Школы прикладного анализа данных ТГУ, Евгений Лукьянчиков выступил с публичной лекцией «Прозрачный ИИ». Она стала логическим продолжением дискуссии. Спикер обсудил стратегии вузов — от полного запрета до регламентированного использования ИИ, а также представил инструменты для обеспечения академической честности в новых условиях.
Рабочая группа «Антиплагиата» и Университетского консорциума продолжит работу. Её результатом станут конкретные рекомендации, призванные помочь вузам не бороться с технологиями, а интегрировать их, превращая ИИ из потенциальной угрозы в мощный инструмент для развития образования и науки.