3 июля 2020
Антиплагиат выступил на Летней школе Юрайта!
Традиционная VII Летняя школа преподавателя Юрайт прошла в режиме онлайн 22-26 июня 2020 года. За 5 дней образовательного интенсива участники осваивали самые современные онлайн-инструменты для успешной работы! В условиях тотального удаленного обучения, на который перешли сейчас все вузы без исключения «благодаря» COVID-2019, эти навыки как никогда актуальны!
Тема Летней школы в 2020 году: «Летняя школа преподавателя: пять цифровых навыков для дистанта». За все время обучение более 150 спикеров и экспертов в сфере образования из 85 регионов России и стран ближнего зарубежья поделились своими знаниями с участниками.
Программа VII Летней школы преподавателя доступна по ссылке.
От компании Антиплагиат выступил Юрий Чехович, исполнительный директор компании Антиплагиат, к.ф.-.м.н., с докладом «Антиплагиат: корректное использование средств обнаружения заимствований». Видео выступления доступно по ссылке.
Ниже приведены основные тезисы выступления:
Чем плагиат отличается от заимствований?
Плагиат — головная боль цифрового мира. Действительно, воспользоваться чужой работой сейчас стало гораздо проще, чем когда бы то ни было в прошлом. Как бороться с некорректными заимствованиями в студенческих и научных работах, рассказал Юрий Чехович, исполнительный директор платформы «Антиплагиат».
Какой допустимый уровень плагиата в работе? В самом вопросе уже скрыто глубокое противоречие. «Никакого плагиата ни в какой работе быть не должно» — утверждает Юрий Чехович. По мнению спикера, важно различать некорректные и корректные заимствования. Корректные просто обязаны быть в работе, разве можно представить диплом или диссертацию без цитат? При правильном цитировании и ссылках на источники эти заимствования не должны учитываться как «плагиат». К корректным заимствованиям также относятся оформленные цитированием ранее опубликованные собственные работы автора. А вот фрагменты чужого текста или вольный пересказ чужих мыслей без указания авторства приводить нельзя. Читатель должен сразу и четко понимать, где заканчивается работа автора и начинается труд его предшественников.
Другой вопрос, что система проверок в вузах зачастую ориентирована исключительно на количественные показатели и автоматически квалифицирует любые цитаты как «плагиат». В итоге, часто можно услышать интересные заявления о «допустимом» и «недопустимом» уровне плагиата в работе. Проблема заключается в том, что правомерные и неправомерные заимствования зачастую никто не разделяет.
Отсюда возникают такие странные явления, как процент оригинального текста в работе. Юрий Чехович уверен, что «Доля оригинального текста – понятие, неприменимое в дипломе». К сожалению, вузы продолжают использовать эту формулировку. По мнению эксперта, к работе с 85% процентами «оригинала» автоматически возникают вопросы: почему так мало заимствований из собственных научных работ? Также возникает сложность с цитированием докладов на научных конференциях, особенно, если они еще не опубликованы. Необходима экспертиза, а у автора работы должна быть возможность представления своих аргументов. Кроме того, академическое сообщество должно выработать в своей среде критерии и методологические принципы экспертного разбора сложных случаев.
Интересный факт: Онлайн-класс спикера «Антиплагиат: корректное использование средств обнаружения заимствований» набрал на Летней школе рекордное количество просмотров и по итогам голосования слушателей стал лучшим вебинаром дня! Онлайн-класс прошёл в рамках VII Летней школы преподавателя Образовательной платформы «Юрайт».