
На канале ЛибИнформ вышло интервью с Юрием Чеховичем, президентом компании «Антиплагиат». В этом разговоре он делится уникальным взглядом на роль искусственного интеллекта в трансформации высшего образования, рассказывает о внедрении ИИ-инструментов в систему «Антиплагиат» и делится планами на будущее. Узнайте, как современные технологии меняют подходы к проверке научных работ и открывают новые горизонты для академического сообщества.
Публикуем часть интервью – полный текст можно прочитать здесь.
Юрий Викторович, об искусственном интеллекте как о трендовой технологии сейчас говорят буквально на каждом отраслевом мероприятии. Инструменты на базе ИИ появляются в том числе в цифровой среде вузов, и не иметь их сегодня в арсенале — значит, признаться в отставании от лидеров. Как Вы в целом оцениваете реальное влияние ИИ на образовательный процесс?
Вокруг применения искусственного интеллекта сейчас действительно много шумихи. В том числе ее много в высшем образовании. Вузы находятся в конкурентной среде, борются за цифры приема и потому вынуждены следовать трендам. Очевидно, что наличие в университете тех или иных ИИ-инструментов используется для привлечения внимания абитуриентов. И в другую сторону это тоже работает — вузу стыдно признаваться, если у него нет или недостаточно сервисов на базе AI. Это все, на мой взгляд, часть технологического гула.
А вот как технологии ИИ влияют на качество обучения на самом деле, мы увидим лет через пять, когда нынешние студенты, которые начинали учиться в эпоху развитого искусственного интеллекта, выпустятся из университетов и дойдут до работодателей. Тогда станет понятно, насколько их квалификация соответствует текущим потребностям рынка труда, действительно ли информационные технологии серьезно улучшили подготовку востребованных специалистов. Пока же влияние ИИ-агентов на образовательные результаты не доказано, нет даже понимания, в лучшую или в худшую сторону оно оказывается.
Как Вы думаете, через 5 лет умение пользоваться инструментами искусственного интеллекта будет обязательным требованием для любого абитуриента при поступлении в вуз? Или этот навык и так сформируется естественным образом?
Не думаю, что умение пользоваться генеративными нейросетями и другими сервисами на базе искусственного интеллекта будет чем-то определяющим для успешного поступления в вуз, потому что это будет вполне естественный навык для людей, которые и так ими постоянно пользуются, как сегодня компьютером или Интернетом. Все современные успешные сервисы построены на том, что у них очень низкий порог входа, пользоваться ими может практически любой человек. Технологии стали ближе к людям, и, соответственно, расширяются возможности их использования в повседневной жизни, в том числе в обучении.
Считается, что использование ИИ-ассистентов будет способствовать персонализации образования, поможет студенту выстраивать обучение в индивидуальном ритме. А еще такие помощники могут безоценочно корректировать успеваемость, не критикуя работу и результаты обучающегося. Как это может изменить роли студента и преподавателя?
Начну с того, безоценочно ли действует ИИ-агент. Искусственный интеллект — это алгоритм: как его обучили, так он и будет действовать. Если надо, он тоже может выдать студенту ответ: «Кто так интеграл берет? Где тебя учили? Пять лет назад вас бы не пустили на порог университета!», или строго напомнить о пропущенных занятиях. Все зависит от того, на каких примерах и с какими ограничениями специалисты обучали ИИ.
Кроме того, я как представитель поколения, рожденного в эпоху, когда не было Интернета и соцсетей, не считаю, что безоценочность — это хорошо. У студента должны быть стимулы к учебе. Они должны оставаться в рамках корректного взаимодействия с педагогом, но сама идея о том, чтобы не сравнивать детей между собой по их образовательным результатам, мне не близка. Почему нет? Есть спортивные соревнования, чемпионаты, олимпиады, и прогресс там достигается ровно за счет того, что их участников сравнивают между собой. Любой бизнес — это тоже постоянное сравнение с конкурентами, в котором, если ты не выигрываешь, значит, ты не успешен. Поэтому большой вопрос — к чему может привести массовая безоценочность и «уравниловка» в образовании.
Что касается вопроса о смене ролей участников образовательного процесса — мне он видится крайне серьезным. Я сам нахожусь внутри научно-образовательной системы, изучаю прогнозы и, хотя предсказывать конкретные перемены не берусь, уверен, что эти роли могут поменяться существенно. На мой взгляд, успеха будут достигать как раз те вузы, кто правильно угадают или вычислят эту смену ролей. Такие университеты смогут совершить резкий рывок в своем развитии и, возможно, внезапно стать лидерами. И это может случиться совершенно неожиданно. Вот кто ожидал в 2021 году, что генеративный искусственный интеллект так «выстрелит»? Так же может произойти и со сменой роли преподавателя и студента.
Какие риски и угрозы от применения генеративных нейросетей в образовательном процессе Вы считаете наиболее вероятными?
Полный текст интервью можно прочитать на сайте информационного портала ЛибИнформ