Мы используем cookies («куки») и подобные им технологии для того, чтобы у Вас сложилось наилучшее впечатление о работе нашего сайта. Если Вы продолжаете использовать наш сайт, это означает, что Вы согласны с использованием cookies. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими Политиками

Главная страница Искусственный интеллект Запрещать или регламентировать применение ИИ в вузах?

Запрещать или регламентировать применение ИИ в вузах?

27.06.2024

Компания Антиплагиат провела круглый стол онлайн на тему: «Сгенерированные тексты в ВКР: имитация или норма. Выбор университетов».

На круглом столе выступили представители вузов России и Казахстана. Основная дискуссия развернулась вокруг применения генеративных моделей искусственного интеллекта при подготовке выпускных квалификационных работ и разработке подходов к регулированию использования таких инструментов.

Так, результаты опроса участников показали, что около 23% преподавателей и сотрудников вузов регулярно сталкиваются со следами применения генеративных моделей в работах студентов. Это свидетельствует о массовом характере данного явления.

Возможности системы «Антиплагиат» по обнаружению машинно сгенерированных текстов освещались в докладах представителей компании, но также был сделан акцент на том, как важно уделять внимание содержанию научной работы и не зацикливаться на проценте оригинальности. Доказать факт использования искусственного интеллекта сложно, поэтому отклонять работы только на этом основании нецелесообразно.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что вводить жесткие ограничения на долю сгенерированного текста – неправильный подход, так как это может привести к тому, что студенты будут учиться скрывать факт применения ИИ, а не развивать профессиональные компетенции.

Представители вузов поделились опытом регламентации использования генеративных моделей. Например, в Казахском национальном университете им. аль-Фараби студентам разрешено применять такие инструменты, но не более 20% от объема работы, с обязательным указанием этого факта.

Поднимались и вопросы, связанные с определением авторства работ, выполненных с применением искусственного интеллекта, а также вопросы этики и достоверности результатов.

В завершение участники круглого стола сошлись во мнении, что предстоит серьезно менять подходы к оценке квалификационных работ в связи с развитием новых технологий. Дальнейшее обсуждение этой темы планируется на будущих встречах.

Результаты опросов участников круглого стола

1. «Замечаете ли вы следы использования генеративного ИИ в работах ваших студентов?»:

— Более 50% респондентов ответили, что периодически замечают использование ИИ.

— 20% ответили, что возможно замечают, но уверенности нет.

— 15% отметили, что использование ИИ является массовым явлением.

— 6% сообщили, что с таким не сталкивались, и 6% не работают со студентами.

2. «Как лично вы относитесь к использованию студентами генеративного ИИ при подготовке письменных работ?»:

— 56% отметили, что всё зависит от того, какие именно задачи решаются с помощью ИИ.

— 11% назвали это катастрофой.

— 12% призвали не драматизировать.

— 13% отнеслись как к освоению новых компетенций.

— 4,8% указали на новый вид академического мошенничества.

— 1,6% не думали об этом.

3. «Какое решение принято в вашем университете о допустимости использования генеративного ИИ при подготовке ВКР?»:

— 2% выбрали вариант «разрешено без ограничений».

— 7% — «разрешено с ограничениями».

— 15% — отметили полный запрет.

— 22% об этом не в курсе.

— 52% указали, что никакого решения пока не принято.

Результаты опросов показали, что проблема использования генеративных моделей ИИ является актуальной и требует дальнейшего обсуждения и выработки согласованных подходов.

Читайте самые свежие выпуски среди первых!
Специальные рассылки статей и публикаций от Antiplagiat.ru для научных сотрудников и студентов!