Использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовании вызывает множество вопросов и дискуссий. Сегодня ИИ уже не просто инструмент для автоматизации задач — он стал значимой частью образовательного процесса. Однако споры о его применении в учёбе напоминают прошлые дискуссии: когда-то сомневались, можно ли писать курсовые работы на компьютере или использовать интернет как источник информации. Теперь вопрос звучит иначе: допустимо ли создавать тексты и другие учебные материалы с помощью ИИ?
На этот вопрос в своём выступлении на конференции «Обнаружение заимствований» попыталась дать ответ Анастасия Пахорукова, методист лаборатории мультимедийных коммуникаций Silamedia, руководитель медиацентра «Вспышка», медиатренер, специалист по разработке образовательных курсов.
Преподаватели и ИИ: помощник или замена?
Среди преподавателей популярно мнение, что ИИ способен освободить их от рутинных задач, таких как составление отчётов, методических пособий и расписаний. Благодаря этому педагоги могут сосредоточиться на наставничестве и творческой деятельности. Исследования показывают, что около 60% преподавателей положительно оценивают использование ИИ в образовательных процессах. Они видят в нём не только инструмент для оптимизации работы, но и возможность повысить качество образовательных продуктов.
Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе. Образование и наука. 2024;26(7):160-193.
Студенты и ИИ: запрет или интеграция?
Когда дело касается студентов, мнения преподавателей разделяются: половина считает, что использование ИИ снижает качество обучения, делая процесс слишком простым. Они опасаются, что студенты перестанут развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления и анализа.
Но со стороны студентов аргументы звучат иначе: если преподаватели активно используют ИИ, почему студенты не могут делать то же самое? Генерация текстов, поиск литературы, создание иллюстраций — это не просто «читерство», а работа с инструментом, которая требует навыков и времени. Например, разработка качественного запроса для ИИ (промпта) может занять недели, а его настройка — это самостоятельный процесс обучения.
Кроме того, студенты говорят о том, что они не используют искусственный интеллект, если действительно хотят чему-то научиться. Если они понимают важность того, что они изучают, если они понимают, зачем им нужны отрабатываемые навыки, то в большинстве случаев задания, упражнения, тесты, контрольные проекты они делают самостоятельно.
Преимущества и риски
Использование ИИ несёт и риски, и преимущества. Среди преимуществ студенты выделяют:
- адаптацию учебных материалов под свои потребности (тексты, видео, интерактивные форматы),
- быстрый доступ к ответам на вопросы,
- возможность самопроверки через автоматизированные тесты.
Однако преподаватели справедливо указывают на снижение критического мышления из-за привычки полагаться на ИИ. Но и эта проблема решаема: привычка проверять информацию, заниматься фактчекингом и латеральным чтением может развиваться параллельно с использованием ИИ. Более того, эти навыки становятся основой не только для обучения, но и для жизни в информационном мире.
Три шага к интеграции ИИ в образование
Для успешного внедрения ИИ в образовательный процесс необходимо:
- Определить правила использования. Нужно установить границы: что считается нормой, а что — нарушением. Например, допустимо ли студентам с помощью ИИ искать информацию, формулировать тексты или получать объяснения?
- Создавать инструменты для студентов. Пока что многие вузы ориентированы на помощь преподавателям. Однако важно разработать сервисы для студентов: цифровые помощники, платформы для самопроверки, обучающие чат-боты.
- Развивать критическое мышление. Привычка работать с ИИ должна сопровождаться навыками верификации данных и анализа.
Итог
Использование ИИ в образовании — это не вопрос «запретить или разрешить?», а вызов, который требует поиска баланса. ИИ может стать надёжным помощником как для преподавателей, так и для студентов. Однако важно учитывать риски и внедрять технологии так, чтобы они способствовали развитию самостоятельности, критического мышления и образовательного прогресса.
Полное выступление Анастасии можно посмотреть здесь.